Мы – обувь, мы – последние свидетели.
Мы – обувь внуков и праотцов из Праги, Парижа и Амстердама,
И лишь потому, что мы сделаны из ткани и кожи,
А не из крови и плоти, каждый из нас избежал адского огня.
Моше Шульштаин, идиш поет (1911 – 1981)
Такие слова на стене Музея памяти Холокоста в Вашингтоне запечатлели чудовищные пытки, невероятные страдания и всю боль, выпавшие на долю евреев. Международный день памяти жертв Холокоста (27 января) обращает наше внимание на страшные страницы мировой истории, чтобы помнить это и никогда не повторить.
Огромное здание в центре столицы США содержит тысячи экспонатов, фотографий, документов и медиа-записей со свидетельствами, которые подробно рассказывают о масштабах преступлений нацистской Германии и коллаборационистов против человечества, совершённых на протяжении 1933 – 1945 годов.
Холокост поднимает глубокие богословские, этические и исторические вопросы для людей всех вероисповеданий, – убеждены научные работники музея. По их мнению, слишком много христиан в Германии 1930-х годов приветствовали рост национал-социализма, и слишком мало были вовлечены в протест, спасение обречённых на смерть или сопротивление режиму.
Широкое распространение соучастия и вовлечение “простых людей” в этот геноцид заставляют нас спустя десятилетия вновь и вновь задумываться о человеческой порядочности и морали. Что может уберечь человечество от того, чтобы эти ужасы не повторялись снова в иных формах и под другими лозунгами?
Холокост выражался в систематическом, бюрократическом, спонсируемом государством преследовании и убийстве 6 миллионов евреев нацистским режимом и его сторонниками. Нацисты приложили немало усилий, чтобы обеспечить научное обоснование своей теории об исключительности арийской расы, оправдывая уничтожение неугодных. Видные немецкие философы активно включились в этот процесс.
В некоторых гетто специальные организации собирали материалы о еврейской катастрофе. К примеру, архив Эммануэля Рингельблюма (архив «Онег шабат») был помещен в три больших молочных бидона и в металлические ящики и зарыт в трех разных местах в Варшавском гетто. Первая часть архива была обнаружена в 1946 году, вторая – в 1950, третья часть не найдена до сих пор.
Эти свитки Торы (из синагог в Вене и Марбурге) были осквернены во время Хрустальной ночи (“Ночи разбитых витрин”) – насильственного еврейского погрома 9 и 10 ноября 1938 года. Нападения произошли на территории Германии, которая к тому времени своими войсками аннексировала Австрию и Судетскую область Чехословакии. Свитки, изображенные здесь, были взяты немецкими гражданами и сохранены до окончания войны.
Поезд в один конец. Евреев перевозили в концентрационные лагеря всеми семьями с личными вещами, которые едва помещались в чемодан.
Но по прибытию личные вещи изымались. Начиналась дорога мучений, которая для многих закончилась газовой камерой.
Лагерь Аушвиц на территории польского города Освенцим занимал территорию в 4 675 гектаров, на которой находились 40 лагерей. В шестистах двадцати бараках лагерей Аушвица содержалось постоянно от 180 до 250 тысяч заключённых.
Над входом в лагерь Аушвиц I висел лозунг: «Arbeit macht frei» («Труд освобождает»). Но для евреев эта свобода была лишь иллюзией.
Несмотря на популярность нацистской идеологии в гитлеровской Германии, всё же находились люди, которые были готовы жертвовать своей жизнью и жизнью своей семьи, спасая евреев от верной смерти. К примеру, многие еврейские дети были спасены христианскими семьями, которые брали их к себе и растили, как родных.
Иностранцы тоже были небезразличны к геноциду евреев. Одним из них был Рауль Валленберг – шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. После занятия Будапешта Красной армией был арестован в январе 1945 года, переправлен в Москву и умер в советской тюрьме. Это подтверждается тем, что в 1989 году советское правительство во главе с М. Горбачёвым вернуло дипломатический паспорт Валленберга его родным.
Сотни евреев разными способами были спасены украинскими христианами и другими небезразличными украинцами, список которых довольно обширный.
Согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951 года) неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью, получают почётное звание Праведников мира. Их общее число свыше 25 тысяч, среди которых 2472 украинца.
А с помощью таких табуляторов фирмы IBM нацисты вели перепись населения и составляли списки неугодных. Дело в том, что во времена Холокоста немецкие власти также преследовали и другие группы, считая их “расово неполноценными”: ромов (цыган), инвалидов, а также некоторые славянские народы (поляков, русских и других). Некоторые группы подвергались преследованию по политическим, идеологическим и поведенческим мотивам. Среди них коммунисты, социалисты, гомосексуалисты и Свидетели Иеговы.
В музее Вашингтона чтят память также и жертв в Бабином Яру. Во время немецкой оккупации Киева в 1941-1943 годах Бабий Яр стал местом массовых расстрелов нацистами мирного населения (евреев и цыган), советских военнопленных, членов ОУН, подпольщиков и др. Только за два дня – 29 и 30 сентября 1941 года – там расстреляли почти 34 тысячи евреев!
Холокост забрал жизни миллионов невинных людей в самом центре Европы и за её пределами. Их фотографии – память о том, что жизнь каждого человека бесценна.
Видя, как много городов стали местом геноцида, расовых и этнических чисток в ХХ веке, нельзя быть безразличными к современным преступлениям против человеческого достоинства. К примеру, нынешние преследования украинцев и религиозная нетерпимость в оккупированных российскими войсками и террористами городах на востоке Украины – тревожный сигнал для всего мирового сообщества. Наблюдая это, помним ли мы уроки истории и какую позицию решим занять сегодня?
Максим Васин, правовой эксперт
Подпишитесь на обновления блога: