В последние четыре месяца СМИ, в том числе российские, говорили о том, что жители Донбасса не поддерживают восстания и бунтарей на Майдане, поскольку труженики восточной Украины предпочитают стабильность и труд вместо бессмысленных митингов. Несмотря на это, теперь некоторые из этих медиа, освещая сепаратистские провокации в Донецке, Славянске, Харькове и Луганске, проводят параллели с Майданом.
Насколько оправданы такие сравнения, стоит проанализировать детально.
1. Майдан был эпицентром сопротивления репрессиям со стороны режима Януковича с целью защиты базовых прав и свобод граждан. Но сепаратисты на востоке Украины калечат несогласных и терроризируют местных жителей.
Если киевский Майдан возник, начиная с 1 декабря 2013 года, как реакция на кровавый милицейский произвол «Беркута», то сепаратисты на востоке страны пошли по пути запугивания и террора местного населения.
Участники протестов на Майдане делали «Революцию достоинства», призывая милосердием и добродетелью привлечь на свою сторону участников Антимадана и солдат внутренних войск МВД (до того, как по протестующим начали стрелять). Но сепаратисты и заезжие российские провокаторы жестоко избивают, и даже убивают, проукраински настроенных жителей Харькова и Донецка.
2. Участники Майдана отказались от идеи захвата админзданий, потому что хотели поменять не власть, а коррупционную и репрессивную систему власти. Сепаратисты нацелились на захват госадминистраций с целью организации псевдо референдумов и видимости народной поддержки раскола Украины по крымскому сценарию.
Здание Киевской горадминистрации было занято участниками Майдана лишь потому, что прошлая власть лишила киевлян выборов. Киевсовет исчерпал срок своих полномочий в мае 2013 года, опальный мэр Черновецкий подал в отставку ещё в июне 2012 года – поэтому власть в городе имела право осуществлять сама община столицы. Другие здания митингующие использовали по договоренности с их администрацией, к примеру – Дом профсоюзов и Октябрьский дворец.
В действиях сепаратистов неприкрыто прослеживается крымский сценарий, направленный не раскол Украины. Защита прав русскоговорящих жителей – лишь лозунг, который используют для дестабилизации ситуации в регионе, в том числе и местные чиновники из-за страха перед правосудием за свои преступные коррупционные деяния. Другие страшилки на пророссийских митингах, к примеру, о концлагерях в Євросоюзе и о финансировании Майдана за счет продажи органов похищенных русских в зарубежные клиники – вообще трудно комментировать адекватному человеку.
3. Майдан выступал в защиту суверенитета Украины во внутренних и внешних делах. В то время как сепаратизм в Донецке, Луганске и Харькове направлен против Украины как независимого государства.
Идеологи так называемой “Донецкой народной республики” видят будущее своего детища в составе России. Но незаконная аннексия по образцу Крыма не избавит Донбасс от международной изоляции, правового хаоса и связанного с этим передела собственности, последующего краха бизнеса и дотационной угольной промышленности, которую не будет смысла финансировать газовым монополистам из России. В результате наивные ожидания повышенной пенсии и лучшего будущие рискуют обратиться для тружеников Донбасса в реальное обнищание и лишение рабочих мест на закрытых шахтах и других предприятиях региона.
В отличие от этого, Майдан выступил против решения прошлой власти отказаться от договора об ассоциации Украины с Европейским Союзом, который открывает для страны европейские рынки сбыта продукции, но оставляет за Украиной полноту государственного суверенитета. Лишь полное членство в ЕС связано с делегированием части полномочий европейским структурам в вопросах внешней политики, финансов и безопасности. Однако это вопрос далекой перспективы и пока ещё очень дискуссионный.
4. Более двух месяцев Майдан мирно протестовал, пока милиция не начала стрелять по митингующим. Сепаратисты сразу взялись за оружие, начали захватывать оружейные склады МВД и СБУ, организовывать вооруженные блок-посты.
Свидетели штурма на Майдане, который был в ночь на 11 декабря 2013 года, помнят, как до самого утра безоружные митингующие своими телами сдерживали штурм нескольких тысяч бойцов милиции, которые подступили с трех разных сторон. Вплоть до первых выстрелов со стороны «Беркута» (19 января 2014 года) участники Майдана не применяли для самообороны какие-либо спец. средства или оружие.
Тем не менее, теперь мы видим в Славянске, Краматорске и Горловке Донецкой области хорошо вооруженных и одинаково экипированных бойцов с оружием российского производства (к примеру, АК 100-й серии). Их действия нельзя назвать мирной демонстрацией или защитой прав граждан, поскольку сами местные жители в своем большинстве возмущены действиями заезжих провокаторов, что подтверждают видео с места событий и социологические опросы.
5. Блок-посты Майдана и сепаратистов – разница очевидна
Блок-посты сторонников Майдана под Киевом и в других областях организовывались с целью самозащиты от десятков автобусов с “титушками” и бойцами «Беркута», которых прошлые власти свозили со всей Украины в столицу для беспорядков и запугивания местных жителей.
При этом сепаратисты на Донбассе организовывают блок-посты с участием вооруженных бойцов, чтобы помешать украинским военным защищать границу с Россией, не допустить журналистов для освещения захватов админзданий и не позволить украинским спецслужбам оперативно реагировать на эти диверсии. Всё это оправдывается мифами о вторжении вездесущих “бендеровцев”, которых никто так и не увидел.
6. В минуты острой опасности на Майдане просили женщин покинуть место столкновений и не допускали их в эпицентр противостояний. Пророссийские боевики на Донбассе, по призыву Путина, порой выставляют перед собой живым щитом женщин для защиты от антитеррористических операций.
Тут, видимо, есть существенные отличия морального плана.
7. Участники Майдана считали центр столицы – территорией свободы, поскольку находили там спасение от репрессий прошлой власти и бескорыстную поддержку соотечественников. Акции сепаратистов в большей степени ужасают простых жителей Донбасса, которые всегда были склонны поддерживать стабильность вместо митингов и вооруженных волнений.
Вы не найдете много положительных отзывов об акциях сепаратистов в социальных сетях. Очень тяжело изобразить подлинное счастье на фоне обнесенной колючей проволокой госадминистрации или автоматчиков с нетипичным акцентом. Спровоцированные диверсантами волнения против новой киевской власти построены на лжи и мнимых угрозах, поэтому не находят широкой общественной поддержки. Её иллюзию пытаются изобразить “коренные жители”, которые запутались в Харьковском метро, сожгли “бендеровский” флаг донецкого ФК «Шахтер» и говорят на непонятном для Донбасса диалекте.
Что видим в итоге?
Ценностями Майдана была правда и человеческое достоинство, потому что режим цинично искажал суть протеста и пытался уничтожить вольнодумство. Правдивые цели позволили людям отдавать свои жизни за свободу всех украинцев от тирании и тотальной коррупции прошлой власти.
Сепаратисты всё больше накаляют ситуацию на Донбассе. Их цель – создание повода и плацдарма для российской оккупации, ведь войска РФ совсем рядом с украинской границей. Некоторые местные жители их поддерживают, но ради чего? Готовы ли они не просто погрузиться в хаос, а положить свои жизни в вооруженных противостояниях, спровоцированных сепаратистами?
Максим Васин, правовой эксперт (Киев – Донецк)
Подпишитесь на обновления блога: